Консультация. На предприятии временно не ведется хозяйственная деятельность. Как быть с выплатой заработной платы наемным работникам, налогооблажением, оформлением отчетности.

Консультация. На предприятии  временно не ведется хозяйственная деятельность. Как быть с выплатой заработной  платы наемным работникам, налогооблажением, оформлением отчетности.

Фактическая ситуация.
Издан приказ, в котором указано, что в связи с отсутствием хозяйственной деятельности предприятия , зарплата директору   (иным работникам) начисляться не будет.
Соответственно, везде сдаются «нулевые» отчеты,  зарплата работникам  не начисляется, налоги не платятся.

Вопросы:

1. Правомерен ли такой  приказ?
2. Нужно сдавать только такие отчеты:
– отчет в ПФУ раз в месяц;
– отчет в органы ГНС раз в квартал;
– отчет в Фонд общеобязательного государственного страхования по несчастным случаям 1 раз в год.
3. Учитывая то, что наемные работники и директор оформлены, но зарплата не выплачивается, есть штатное расписание. Нужно ли заполнять каждый месяц Табель использованного времени?

 


ОТВЕТ:
С точки зрения трудового законодательства неосуществление предприятием хозяйственной деятельности является простоем. Ведь согласно ст. 34 КЗоТ простой – это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных и технических условий, необходимых для выполнения работы. На случай возникновения простоя трудовым законодательством предусмотрено ряд особенностей, касающихся организации труда, в том числе относительно оплаты рабочего времени нанятых сотрудников. Согласно ст. 113 КЗоТ время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

То есть, исходя из указанных требований, неосуществление предприятием своей деятельности не является основанием для прекращения начисления заработной платы директору  (наемным работникам) этого предприятия. Простой дает лишь возможность снизить размер такой зарплаты. А потому приказ о невыплате зарплаты директору и иным наемным работникам в связи с отсутствием хозяйственной деятельности  – является незаконным, поскольку ухудшает положение наемного работника, по сравнению с действующим законодательством. И соответственно, если наемный работник будет ходить на работу, то, несмотря на этот приказ, он будет иметь право на получение как минимум 2/3 своей зарплаты. Кроме того, невыплата ему такой зарплаты будет расцениваться контролирующими органами (в первую очередь инспекцией труда) как нарушение законодательства об оплате труда, что чревато наложением санкций как на предприятие, так и на его директора.

Другое дело, если наемные работники не будут ходить на работу по своей инициативе. Как следует из письма Минтруда от 23.10.2007 года № 257/06/187-07, на время простоя не по вине работника оформляется акт простоя и приказ работодателя. Если простой имеет суточный (недельный) характер, то в таком приказе работодатель может обусловить необходимость явки или отсутствия работника на работе. При отсутствии такого порядка необходимость присутствия работника на работе определяется Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия. Следовательно, при отсутствии приказа об освобождении директора (иных работников) от необходимости явки на работу его неявка будет рассматриваться как прогул независимо от того, признан на предприятии факт простоя или нет.

Наличие прогула дает предприятию определенные аргументы в случае претензий со стороны контролирующих органов к факту невыплаты зарплаты директору. Ведь согласно ст. 94 КЗоТ заработная плата – это вознаграждение, которое работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу. А раз работа не выполняется, работник (директор) на место работы не является, то и выплачивать заработную плату ему не нужно.

Впрочем, такая позиция хоть и поддерживается многими юристами (в частности авторами научно-практического комментария к ст. 113 КЗоТ), но, по нашему мнению, не является абсолютно верной. Трудовым законодательством установлен исчерпывающий перечень санкций за нарушение трудовой дисциплины (к числу которых принадлежит и прогул). Согласно ч. 1 ст. 147 КЗоТ таковыми являются выговор и увольнение. Невыплата зарплаты (ее части), на наш взгляд, в случае прогула применяться не может.

Считаем, что более правильным способом оптимизации расходов предприятия на оплату труда нанятых работников и директора в период, когда хозяйственная деятельность фактически не ведется, является установление неполного рабочего времени. Согласно ч. 3 ст. 32 КЗоТ в связи с изменениями в организации производства и труда (к числу которых можно отнести и простой) допускается изменение существенных условий труда, в том числе установление неполного рабочего времени, при условии предупреждения работника об этом не позже чем за два месяца до этого. Кроме того, согласно ст. 56 КзоТ установление неполного рабочего времени возможно по соглашению между работодателем и работником.

Поэтому, если директор предприятия непосредственно заинтересован в сокращении расходов на выплату ему заработной платы (например, если он является участником этого предприятия), то ему следует подать заявление об установлении для себя неполного рабочего времени. На основании этого заявления орган предприятия, уполномоченный согласно учредительным документам определять условия работы директора (это может быть как исполнительный орган в лице самого директора, так и, к примеру, общее собрание участников), сможет установить директору неполное рабочее время. Если же директор такого заявления подавать не хочет, то уполномоченный орган предприятия может установить такой режим работы для директора на основании ч. 3 ст. 32 КЗоТ.

Принимая решение об установлении неполного рабочего времени стоит обратить внимание, что ст. 56 КЗоТ позволяет установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Как следует из письма Минтруда от 17.06.2011 года № 9/242пд, это означает, что неполное рабочее время может устанавливаться путем уменьшения длительности ежедневной работы, путем уменьшения количества дней в течение недели или одновременно путем уменьшения количества часов работы на протяжении дня и количества рабочих дней на протяжении недели. То есть в крайнем случае неполное рабочее время может составлять один час работы в неделю. Возможности установления более неполного рабочего времени (час в месяц, час в год) ст. 56 КзоТ не предусмотрено, а потому правомерность их установления вызывает сомнения.

Впрочем, к оплате труда количество часов, которые директор (иной наемный работник)  должен будет отрабатывать в месяц, имеет косвенное отношение, поскольку согласно ч. 2 ст. 56 КЗоТ оплата труда в этом случае осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. То есть, если размер зарплаты директора «привязать» к отработанному им на предприятии времени, то в случае появления его на работе лишь раз месяц только за этот раз он и должен будет получать свою зарплату.

Но как бы сильно предприятие не оптимизировало расходы на оплату труда директора, платить ему официальную зарплату все равно будет нужно. Ведь для того, чтобы составить и отправить отчетность (пусть и «нулевую»), он должен будет являться на работу хотя бы несколько часов в месяц. И за эти выходы на работу ему необходимо будет начислять зарплату, которая при этом не может быть ниже минимально установленной часовой оплаты труда (в 2014 году минимальная зарплата за час работы составляет 7,30 грн.). Следовательно, хотя бы символических 10 гривен предприятие платить директору обязано!

А раз так, то у предприятия возникают обязанности по начислению и уплате НДФЛ и ЕСВ.

Согласно п. 164.2.1 НК в состав месячного налогооблагаемого дохода плательщика НДФЛ включается в том числе сумма дохода в виде заработной платы, начисленной ему согласно трудовому договору. Лицом, отвечающим за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет НДФЛ с доходов в виде заработной платы, является работодатель, который выплачивает такие доходы в пользу плательщика НДФЛ. То есть, по сути, при выплате зарплаты директору предприятие выступает его налоговым агентом, который должен удерживать из его зарплаты 15 % или 17 % НДФЛ. При этом стоит обратить внимание, что ни п. 164.2.1 НК, ни другие нормы НК не содержат исключения из этого правила, а потому удерживаться НДФЛ должен при выплате любого размера зарплаты. Даже если он ниже необлагаемого минимума доходов граждан! А значит, из условных 10 гривен, выплачиваемых директору за один час его работы в месяц, предприятие обязано удержать и уплачивать в бюджет 1,5 гривен.

Кроме того, согласно пп. 176.2 НК лица, имеющие статус налогового агента, обязаны подавать в орган ГНС по своему месторасположению раз в квартал налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков НДФЛ, а также суммы удержанного из них налога (форма 1ДФ). Такой расчет не подается только в случае неначисления сумм доходов плательщику НДФЛ налоговым агентом. Но поскольку предприятие в силу требований трудового законодательства обязано начислять своему директору доход в виде заработной платы, то оно обязано и удерживать НДФЛ с этого дохода, и подавать 1ДФ.

В связи с необходимостью начисления директору зарплаты у предприятия также возникает обязанность по начислению и уплате единого социального взноса (ЕСВ). Ведь согласно ст. 4 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и для предприятий, и для его работников базой для начисления ЕСВ является сумма начисленной заработной платы. При этом для предприятий его размер составит от 36,76 % до 49,7 % от суммы начисленной зарплаты в зависимости от класса профессионального риска производства предприятия, а для директора – 3,6 % от суммы начисленной зарплаты (удерживается из его зарплаты предприятием, являющимся его страхователем).

Помимо обязанности по начислению, исчислению и уплате ЕСВ, предприятие как плательщик ЕСВ согласно п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» обязано подавать отчетность в территориальный орган ПФУ в порядке, установленном ПФУ. Согласно п. 3.1 Порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование такая отчетность должна быть сформирована и подана органам ПФУ не позже 20 числа месяца, который наступает за отчетным периодом, которым является календарный месяц. При этом согласно п. 2.13 указанного Порядка юридические лица не подают отчет в органы ПФУ только в том случае, если они не используют труд физических лиц на условиях трудового договора или других условиях. Но поскольку предприятие труд физического лица (директора) использует, то оно должно подавать Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммы начисленного единого взноса.

Помимо этих отчетов неработающее предприятие, находящееся на едином налоге, обязано подавать:

– налоговую декларацию плательщика единого налога (подается органам ГНС по месторасположению предприятия согласно п. 296.3 НК в сроки, установленные для квартальной отчетности);
– ведомость распределения численности работников, годового фактического объема реализованной продукции (работ, услуг) по видами экономической деятельности (подается Фонду социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» и п. 3.10 Порядка отнесения страхователей к классу профессионального риска производства раз в год до 25 января года, следующего за отчетным);
– статистическую отчетность по количеству работников (подается органам статистики по месторасположению юридического лица согласно ч. 2 ст. 18 Закона «О государственной статистике» и Инструкции по статистике количества работников в сроки, установленные на бланках соответствующих статистических форм);
– сведения о размере заработной платы и использовании рабочего времени работников (необходимо будет подавать органам Государственной службы занятости согласно п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» после того, как будут определены сроки и порядок подачи такой отчетности).

Кроме того, предприятие обязано предоставлять информацию о своей деятельности ряду других уполномоченных органов (в частности, правоохранительным органам) в случае поступления от них соответствующих письменных и мотивированных требований.

Что же касается заполнения Табеля использованного времени, то согласно ч. 2 ст. 30 Закона «Об оплате труда» работодатель обязан обеспечить достоверный учет выполняемой работником работы и бухгалтерский учет расходов на оплату труда. А потому каждый раз, когда наемніе работники и директор будут выходить на работу, необходимо будет заполнять Табель учета использованного рабочего времени, отмечая тем самым сколько часов они отработали и, соответственно, какой размер зарплаты им необходимо выплачивать.

Если его не заполнять вовсе, то это прямой путь к штрафам за нарушение трудового законодательства, а заодно – повод для проверяющих насчитать обязательства по уплате ЕСВ и НФДЛ исходя из максимального числа часов, которые должен был отработать директор, а также максимального размера зарплаты, которую ему должно было выплатить предприятие. Ведь если директор не работал вовсе, то как тогда предприятие умудрялось сдавать вовремя все или часть из вышеперечисленных отчетов?

ВЫВОД:

1). Приказ о невыплате зарплаты наемным работникам и директору в связи с неосуществлением предприятием хозяйственной деятельности является незаконным.

2). Во время простоя зарплата работникам (в том числе директору) должна платиться.

3). Аналогично зарплата должна выплачиваться в случае установления неполного рабочего времени как наиболее эффективного из законных способов уменьшения расходов предприятия на выплату этой зарплаты.

4). В связи с наличием обязательства по выплате зарплаты у предприятия также возникают обязанности по уплате НФДЛ и ЕСВ, начисленных на сумму зарплаты директора, и обязанности по подаче в органы ГНС отчета по форме 1ДФ и отчета в органы ПФУ относительно размера начисленной зарплаты и удержанного с нее ЕСВ. Кроме того, независимо от осуществления своей деятельности предприятие, имеющее хотя бы одного нанятого сотрудника, обязано подавать ряд отчетов в другие органы.

5). Избавиться от необходимости выплаты зарплаты директору (иным наемным работникам) и удержания с нее налогов и сборов, а также от необходимости подачи большинства отчетов можно только путем их увольнения. Но в этом случае у предприятия возникнут проблемы с подачей отчетности по уплате других налогов и сборов (такая отчетность должна подписываться руководителем предприятия), что в конечном итоге может привести к его принудительной ликвидации.

Поэтому неработающему предприятию стоит либо выполнять требования законодательства и находить где-то средства для выплаты зарплаты, уплаты налогов и сборов и подачи отчетности, либо постоянно находиться в страхе привлечения к ответственности за неосуществление этих действий.