Щодо дозволу на розміщення об’єкта торгівлі та сфери послуг
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 28.08.2008 г. N 7426
<…>
На письмо директора ООО <…> относительно разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в пределах компетенции сообщает следующее.
Поднятый вопрос неоднократно был предметом рассмотрения Госкомпредпринимательства, в связи с чем выражалась позиция относительно данного вопроса, а также размещена соответствующая информация на собственном официальном сайте.
Статья 15 Закона Украины "О системе налогообложения" содержит перечень местных сборов (обязательных платежей), к которым относится сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли.
Согласно статье 17 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. N 56-93 "О местных налогах и сборах" сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли – это плата за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах.
Однако со вступлением в силу 05.10.2006 г. части первой статьи 4 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" правовых оснований для требований относительно получения разрешений на размещение объектов торговли и сферы услуг нет.
Тем не менее, по мнению Генеральной прокуратуры Украины, к которой обратился Комитет с просьбой проведения проверок соблюдения законности действий местных разрешительных органов, осуществляющих выдачу указанного разрешения, и предоставления обобщенной информации о результатах проведенных проверок, необходимость получения указанных разрешений и уплаты местных сборов за их соблюдение на данное время прямо предусмотрена Законами Украины.
Однако в соответствии с законодательством, а именно с частью второй статьи 2 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", основанием для приобретения торгового патента является заявка, оформленная в соответствии с частью четвертой данной статьи. Установление любых дополнительных условий по приобретению торгового патента не разрешается.
Так, заявка должна содержать, в частности, следующие реквизиты: наименование субъекта предпринимательской деятельности, извлечение из учредительных документов относительно юридического адреса субъекта предпринимательской деятельности, а в случаях, когда патент приобретается для структурного (обособленного) подразделения, – справка органа, согласовавшего месторасположение структурного (обособленного) подразделения, с указанием данного места.
Согласно статье 7 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), устанавливается Государственной налоговой администрацией Украины.
Согласно пунктам 2.2, 2.3 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 01.12.2000 г. N 614 (зарегистрированного в Минюсте от 05.02.2001 г. (за) N 107/5298), регистрация регистраторов расчетных операций (РРО) осуществляется в органе Государственной налоговой службы по местонахождению субъекта хозяйствования на основании его письменного заявления произвольной формы, в котором указываются сфера применения и реквизиты РРО. Вместе с заявлением субъект хозяйствования представляет документы и их копии, в том числе разрешение местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (договор аренды, другой документ на право собственности или пользования хозяйственной единицей).
На практике при выдаче субъектам хозяйствования торгового патента (продлении срока его действия) и при регистрации РРО органами ГНА требуется разрешение на размещение объекта торговли и сферы услуг.
Вместе с тем согласно пункту 10 части первой статьи 10 Закона Украины "О благоустройстве населенных пунктов" (далее – Закон о благоустройстве) к полномочиям сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов относится, в частности, предоставление разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения.
В соответствии со статьей 13 Закона о благоустройстве объектами благоустройства, в частности, определены: территории общественного пользования (улицы, парки, пляжи и прочее); придомовые территории; территории зданий и сооружений инженерной защиты территорий; территории предприятий, учреждений, организаций и закрепленные за ними территории на условиях договора.
С учетом указанного Госкомпредпринимательства считает, что в случаях, когда патент приобретается субъектами хозяйствования, предметом деятельности которых являются виды, указанные в части первой статьи 1 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", требование дополнительных документов при этом, нежели предусмотренных данным Законом, недопустимо.
С учетом вышеизложенного, по мнению Госкомпредпринимательства, требования должностных лиц Государственной налоговой инспекции относительно получения разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг в местных органах власти при выдаче субъектам хозяйствования торгового патента (продлении срока его действия) и при установлении РРО противоречат действующему законодательству.
При этом сообщаем, что ГНА в своем письме <…> извещает о факте направления разъяснения Госкомпредпринимательства (письмо от 09.11.2006 г. N 8080, текст которого размещен на официальном сайте Госкомпредпринимательства в разделе "Разрешительная система"/"Разъяснения") Государственным налоговым администрациям в АР Крым, областях, г. Киеве и Севастополе письмом от 12.12.2006 г. N 23209/7/15-0417 для учета в своей работе.
<…>
Заместитель Председателя |
С. Иголкин |